Санкт-Петербургский Театр Дождей

Театр Дождей

Планета красота 11-12 2012

Фестиваль в Ялте


    В пятый раз осенью 2012 года на набережной Ялты гости, участники, зрители скандировали: «Театр, Чехов, Ялта!» Международный театральный фестиваль, который призван позиционировать Ялту не только как курортный город, но как культурную столицу Крыма открылся!

    Сегодня фестиваль живет и развивается благодаря энергии его руководителя Николая Рудника, его жены и соратницы Елены Рудник и всей их высокопрофессиональной команды.
    С каждым годом расширяется география участников, представлены самые разные жанры, направления театрального искусства. Фестиваль проходит под патронатом Совета, министров Автономной республики Крым и при поддержке Ялтинского городского головы Алексея Боярчука.
    За время фестиваля было показано 13 спектаклей из семи стран — Украины, России, Польши, Молдавии, Таджикистана, Египта и Саудовской Аравии. Не все было равнозначно, но были продемонстрированы поиски новых средств выразительности, стремление строить спектакль на стыке разных жанров, использование пластического языка.
    Высокий профессионализм Севастопольского академического театра танца Вадима Елизарова еще раз подтвердило яркое танцевальное представление, поставленное В.Елизаровым по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».
    Пластическое решение классического произведения предложил Криворожский академический театр музыкально-пластических искусств «Академия движения». Гоголевская «Шинель», поставленная художественным руководителем театра А.Вельским, обрела необыкновенную выразительность, и тема пронзительного одиночества маленького человека прозвучала особенно остро (Акакий Акакиевич — Н.Давыдов, Рок — Н.Бельский).
    Не первый раз приезжает Донецкий академический областной русский театр юного зрителя (Украина), знакомя зрителей с оригинальной трактовкой классических произведений. В этот раз вниманию зрителей предложили спектакль по пьесе А.Островского «Гроза» (режиссер-постановщик О .Александров). Хрестоматийное произведение здесь предстало необычным, очень живым, наполненным нешуточными страстями. В спектакле есть находки, которые открывают новые грани известных характеров. Знаменитый монолог «отчего люди не летают» произносит не только Катерина (Г.Сергутина), но и ...Кабаниха (Е.Кондрашкина). И понимаешь, что и ее биография была схожа с Катерининой.
    Харьковский государственный академический украинский драматический театр им.Т.Г.Шевченко привез на фестиваль спектакль «Актерская гримерная» по пьесе японского автора К. Симидзу (худ руководитель A. Аркадии-Школьник, режиссер-постановщик О.Стеценко), который не оставил зрителей равнодушными.
    Из Харькова приехал театр Творческое объединение «Капелла», который показал изысканный и глубокий спектакль «Лолита» по роману B. Набокова (постановка АМежени-на, О.Дидыка). Спектакль прост, дажеаскетичен внешне. Но столько пронзительной истинной боли у Гумберта (А.Вирченко), сколько тонких нюан-сировок, какая глубина любви и отчаянья! Как трогательна и точна Лолита в исполнении Е. Беловой. Настоящая девчонка! Спектакль стал одним из событий фестиваля.
    Завершался фестиваль спектаклем Крымского академического театра кукол (Украина, Симферополь) по рассказу А.Чехова «Капгганка», трогательной, смешной историей о доброте и верности. Режиссер-постановщик Б.Азаров, много лет возглавляющий театр, соединил бережное отношение к чеховскому тексту с яркой выразительностью, живой план с куклами —марионетками и театром теней.
    Театр «Эль-Кассим» из Саудовской Аравии делает первые шаги в освоении языка современного театра. Актеры показали пластическую поэму. Спектакль «Маэстро» поставлен М.Алотаиби, художественный руководитель театра САльфаез.
    Театр из Египта «Тавасоль» (Гиза) выглядел более традиционным,представив спектакль по пьесе Э.Ионеско «Урок» (художественный руководитель театра и постановщик А.Хусейн-Амин, он же исполнитель роли Учителя). Несомненной удачей спектакля является работа Шаймы Мамдау. Обаяние и скрытая ирония исполнительницы по отношению к своему персонажу определили успех спектакля.
    Театр «Полония» (Польша, Варшава) привез спектакль «Райские яблоки» по пьесе Р.Тугушева, историю жизни и любви Владимира Высоцкого. Жанна Герасимова, режиссер-постановщик спектакля, перевоплощается в образы самых разных женщин, сыгравших значительную роль в жизни и творчестве Высоцкого. Актеру (Евгений Малиновский) и постановщику удалось главное — создать художественный образ уникальной личности, какой был Высоцкий, — исполнение этой роли отмечено специальным призом фестиваля. Актер не копирует, а исполняет по-своему знакомые песни.
    Спектакль «Рустам и Сухраб» по поэме А.Фирдоуси (режиссер-постановщик С.Усманов) представил на фестивале Таджикский государственный молодежный театр имени М.Вахидова (Душанбе). Спектакль завораживал необычной пластикой, стильностью, выразительными мизансценами, скрытой мощной энергетикой, погружал в мир восточных фантазий. Актеры К.Собир (Рустам) и К.Мирзоев (Сухраб), А.Шарифи (Рассказчик) покорили зрителей умением органично существовать в особенных условиях эпического спектакля.
    Среди давних друзей фестиваля Государственный молодежный драматический театр «С улицы Роз» (Молдова, Кишинев). Кишиневцы привезли спектакль по пьесе Н.Коляды «Нюра Чапай», ставший бенефисом замечательной актрисы Л.Колохиной, балансирующей на грани хорошего вкуса, но остающейся убедительной и до слез трогающей в своем позднем прозрении и каком-то детском лукавом озорстве. Режиссер-постановщик — художественный руководитель театра Ю.Хармелин.
    Россия была представлена двумя спектаклями. «Дядя Ваня» поставлен художественным руководителем Театра Дождей (Филиал Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке) Натальей Никитиной. Спектакль несовременно нетороплив. На сцене (художники А.Клемантович и А.Никитина) легкие ажурные конструкции садовые беседки, лесенки, двери, калитки, цветы... И звучит пронзительная нота отчаянья от осознания погубленной, бесцельно прожитой жизни. Работы актеров В.Саломахина (Серебряков), А. Никитиной (Елена Андреевна), И.Жарковой (Соня), А.Макова (дядя Ваня), А.Клемантовича (Астров) помогают раскрыть режиссерский замысел.
    Бесспорным лидером фестиваля стал спектакль Ульяновского областного театра юного зрителя «NEBOLSHOY театр» «Человекообразные» по рассказам А.Аверченко, Н.Тэффи и А.Бухова. Марина Корнева — автор сценической версии и постановщик, сумела объединить небольшие истории в единый спектакль, выдержанный в стилистике первых кинематографических лент. В этом спектакле есть все: экзальтация, утрированные жесты, неожиданные мизансцены, точно показанные манеры подгулявших купчиков, развязных молодых людей и барышень «широких взглядов», аффектация и нарочитость, и вместе с тем веселая насмешка и отточенное мастерство, что создают просто феерическое зрелище. Успех спектакля определили актеры, молодая энергичная и чрезвычайно одаренная труппа. Артемий Курчатов (подвижность, моментальная смена состояний, интонаций, изысканная насмешка, внутренняя легкость и обаяние), Николай Авдеев (пластичный, умеющий быть уморительным и правдивым в самых невероятных ситуациях), Александр Наугольнов (убедительный в очень разных ролях)... Елена Мякушина, Татьяна Зверева, Ольга Кашкарова, Александра Бишевская заслуживают упоминания, потому что их работа создает неповторимое очарование этого уморительно смешного спектакля, не лишенного назидания и обличения нравов. Спектакль «Человекообразные» («NEBOLSHOY театр») получил «Гран при» фестиваля «Театр, Чехов. Ялта».
    Еще один ялтинский фестиваль стал историей.

Валентина ФЕДОРОВА