В октябре 1989 г. группа актеров и единомышленников вместе с режиссером Натальей Никитиной отделилась от театра «Суббота». За спиной были два спектакля («Чайка» А. П. Чехова и «Дом, который построил Свифт» Г. Горина), впереди — неизвестность. После двух месяцев скитаний коллектив обосновался в совершенно неприспособленном для театра крошечном помещении красного уголка РЭУ № 12 на набережной Фонтанки, 130, выполнив поставленное условие: сыграть новогодний спектакль для жителей микрорайона. 7 января 1990 г. спектаклем «Тик-так, тик-так, время — это не пустяк!» в Петербурге открылся новый театр — Театр Дождей.
В декорациях спектакля «Тик-так, тик-так, время — это не пустяк!», 1990 г.
Основали театр во главе с Натальей Никитиной: Ирина Исаева — первый директор, Любовь Абрамова, Денис Аксенов, Юлия Ахмедшина, Татьяна Бессчетнова, Александр Василевский, Илья Гехтман, Владимир Голоунин, Николай Дручек, Людмила Жильникова, Александр Иванов, Елена Кашинцева, Иван Кожевников, Татьяна Корнышева, Александр Маков, Владимир Мальковский, Наталья Марус, Вячеслав Мельников, Анжела Нетесова, Сэм (Олег) Петров, Жанна Паж (Плещук), Анатолий Рычагов, Иван Савенков, Елена Сапронова, Александр Скуман, Ирина Чистякова. Среди тех, кто стоял у истоков театра, были также совсем юные Анастасия Никитина и Карина Пляцковская, которые наравне со взрослыми в новогоднюю кампанию играли по несколько спектаклей в день.
Первая общая фотография труппы Театра Дождей, 1990 г.
Вначале театр входил в состав объединения театров «Товарищество на вере» — жил на одном энтузиазме, не было ни финансирования, ни своего юридического лица. Шли репетиции. Владимир Голоунин и Сергей Меркулов вели занятия для актеров. В 1991 г. театр обрел юридический статус как ООО ТЦ «Театр Дождей». Учредителями стали отдел культуры администрации Ленинского района, МП «Инсан» и ряд физических лиц. В 1993 г., когда из-за бюрократических проблем театр оказался под угрозой закрытия, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке С. Я. Спивак взял молодой коллектив к себе под крыло, и с 1994 г. Театр Дождей является обособленным структурным подразделением Молодежного театра на Фонтанке, оставаясь творчески независимым коллективом.
Фасад здания театра в начале 2000-х гг.
В бедные и голодные годы, когда привычный мир рушился, когда вокруг царили «пустота, бессмысленность и полная бездуховность», актеры своими руками строили театр и репетировали, репетировали… 2 июня 1990 г. состоялась премьера первой «взрослой» постановки — спектакля «Последняя женщина сеньора Хуана». Его бюджет составил 100 рублей. Декорации изготовили актеры под руководством Александра Василевского (в дело пошли ящики из-под кур, покрашенные морилкой), мебель смастерил Владимир Мальковский, костюмы сшила Елена Сапронова, ткани были подарены фабрикой им. Володарского, реквизит изготовила художник спектакля Жанна Паж, первые бокалы сделали из бритвенных наборов.
«Последняя женщина сеньора Хуана», 1990 г.
В лихие 1990-е годы зрители Театра Дождей приходили сюда за моральной поддержкой. Театр помогал им выжить. И до сих пор театр считает, что его миссия — нести добро и свет со сцены.
Много лет Театр Дождей активно участвует в городских проектах. Это и фестиваль «Летние чтения», организованный Библиотекой имени В. В. Маяковского, и «Театральный Петербург на Книжных аллеях», и др.
На фестивале «Театральный Петербург на Книжных аллеях», 2019 г.
Сотрудничает с организаторами городских праздников и администрацией. Маленький театр, где обитает большое искусство, привлек и внимание В. И. Матвиенко: осенью 2010 г. коллектив помог администрации Адмиралтейского района принять участие в конкурсе на лучшее благоустройство дворов, устроив театрализованный перфоманс на Фонтанке, 130. Губернатор приехала лично поприветствовать труппу и художественного руководителя — Наталью Васильевну Никитину.
Перфоманс во дворе, 2010 г.
Сегодня репертуар Театра Дождей поистине разнообразен: Чехов, Горин, Горький, Шоу, Рощин, Думбадзе, О. Генри — в театре поставлено 28 спектаклей, из них в репертуаре остаются 24. За эти годы коллектив театра вырос в четыре раза, и теперь в нем почти сто человек — вдвое больше, чем мест в зале.
Несколько спектаклей — «Поминальная молитва», «Странная миссис Сэвидж», «Белые флаги», «Продавец дождя», «Дом, который построил Свифт» — играются на Большой и Малой сценах Молодежного театра при неизменных аншлагах. Каждый год спектакли Театра Дождей смотрит больше 20 тыс. человек, а в последние годы благодаря онлайн-показам их увидело более 500 тыс. зрителей с разных уголков России и мира.
Зрители на спектакле “Дом, который построил Свифт”
На постановки, идущие на камерной сцене, билеты разлетаются в один миг — часто зрители годами не могут попасть на спектакли. В 2019 г. инициативная группа зрителей подняла перед городскими властями вопрос о новом помещении, и в трудной истории Театра Дождей при большой поддержке поклонников театра и СМИ забрезжила надежда на обретение нового, более просторного дома. В конце 2020 года театр получил помещение на Крюковом канале, но оно находится в аварийном состоянии, и предстоит еще огромная работа, прежде чем исполнится заветная мечта актеров и зрителей.
Флешмоб зрителей #ДомДождям
Когда-то в начале становления Театра Дождей известный петербургский театровед Елена Маркова в своей книге «Офф Невский проспект», посвященной заметным студийным явлениям конца 80-х — начала 90-х, назвала Театр Дождей «экологической нишей». Именно такой нишей он и остается до сих пор, сочетая в себе лучшие традиции русского психологического театра, студийный дух и профессионализм, неизменно оставаясь «театром для души».
Второй логотип, который используется до сих пор, в 1997 г. придумала художница Александра Кузнецова. К тому времени Театр Дождей уже окреп, завоевал популярность и любовь зрителей — и наша ворона сменила имидж. В новом варианте она стала довольной, уверенной в себе птицей, которая вовсе не скрывает своей индивидуальности. Добрая и веселая, она зазывает под свое крыло всех ищущих тепла, света и искренности.
Белая ворона — символ Театра Дождей
Под крылом белой вороны — символа Театра Дождей — более 30 лет собираются десятки артистов и тысячи зрителей. Идея белой вороны как символа театра родилась на заре формирования Театра Дождей, в конце 1989 г., и была предложена дизайнером-модельером и актрисой Жанной Паж (Плещук). Весной 1991 г., когда билеты на спектакли актеры продавали еще самостоятельно, предлагая купить их студентам, на одной из дверей комнат общежития студгородка прародительницу нашей вороны увидел актер Александр Маков. Обаятельная птица, не такая, как все, вдохновила на создание собственного рисунка
Первый логотип разработала актриса театра Анжела Нетесова. Она нарисовала робкую белую ворону, которая пыталась казаться черной, чтобы вписаться в общество, но попала под дождь — и с нее стала стекать краска, проявляя истинную сущность птицы.
31 мая 2022 года Театр Дождей открыл необычный арт-объект «Письма питерскому дождю», и теперь каждый желающий может написать письмо самому частому погодному явлению Петербурга и сфотографироваться рядом со стильным почтовым ящиком на Фонтанке, 130. Можно попросить дождь о солнышке или, наоборот, чтобы он пролился на мостовые пересохшего города, можно загадывать желания и делиться своими мечтами. Поверьте, мы знаем точно, что дождь прочтет все письма, адресованные ему! Театр Дождей периодически проводит тайный ритуал отправки ваших посланий дождю. Чужие письма читать нехорошо, поэтому мы ни за что не будем вскрывать те конверты и записки, на которых не стоит пометка. Если же вы хотите, чтобы мы прочитали ваше письмо, то, пожалуйста, ставьте на нем пометку: «Для Театра Дождей». На нашем сайте вы также можете отправить письмо дождю, нажав на маленький волшебный ящик внизу страницы.
Арт-объект «Письма питерскому дождю»
«Писъма питерскому дождю»